Папина дочка
Блоки суперэго формируются не от самих фактов запрета или позваления чего либо, а от эмоциональной реакции матери (отца, старших членов семьи) на проступок и от эмоцианальной составляющей наказания. Материнская любовь это важнейший фактор выживания ребенка и он "понимает" это с младенчества. Соответственно любая угроза потерять эту любовь для ребенка наиболее болезненна. В раннем возрасте опаснее даже непосредственной угрозы типа ножа вонзающегося в грудь (потому что непосредственную угрозу исходящю от объектов внешнего мира ребенок ещё не осознаёт - у него "осознавалка" не выросла). Если реагируя на что-то и наказывая за что-то мать ведёт себя так, что у ребенка появляется неуверенность в её любви (или ещё хуже - уверенность в её не любви), у него формируется жесткий императив - "не делать так!". Чем чаще повторяется ситуация, тем глубже он запечетлевается и может сформироваться в конкретный такой блок, руководящий поведением взрослого человека.
Если же мать, всем своим с ним общением вселяет в ребенка незыблимость своего к нему позитивного отношения, безусловность и неприложность своей любви (в том числе и реагируя на непозволительную ситуацию и даже наказывая за что-то), то в том же суперэго формируется не жесткий блок, а морально-нравственный ориентир. Структура более мягкая, гибкая, вариативная. "Не закон, а рекомендация" (с)
Если о ворасте, то формирование суперэго начинается практически с рождения по этому важность демонстрации ребенку своей любви и отделения личной претензии от критики ситуации критичны в любом возрасте.

(Про мать говорят в первую очередь, не в виду нашей какой-то неземной уникальности. А в виду того, что в подавляющем большинстве случаев мать в первые (доличностные) годы занимается ребенком гораздо больше, а соответственно её влияние больше. В период формирования личности роль отца резко увеличивается) отсюда

И в такие моменты, сверяя привычки\характер своей мамы и собственные некоторые проблемы я начинаю понимать, у чего где ноги растут...

@темы: на заметку, девичье, семья, Я